Когда меньше — лучше: оптовая продажа и распространение фармацевтической продукции в странах с низким и средним уровнем доходов

Когда меньше — лучше: оптовая продажа и распространение фармацевтической продукции в странах с низким и средним уровнем доходов

Во многих СНСД рынок фармацевтических оптовых торговцев и дистрибьюторов чрезвычайно фрагментирован: слишком много посредников и небольших неэффективных фирм. Китай и Танзания являются двумя примерами реформ.

Распространение фармацевтических препаратов во всем мире организовано несколько иначе, но во всех странах ОЭСР частные оптовые торговцы и дистрибьюторы осуществляют частые (ежедневно или иногда два раза в день) поставки лекарств и товаров для здоровья в больницы, клиники и розничные аптеки. Некоторые больницы и розничные сети аптек закупают напрямую у производителей и получают поставки через назначенные производителем логистические компании, но большая часть лекарств, распространяемых в США и ЕС, доставляется частными оптовиками и дистрибьюторами.

Рис. 1. Канал сбыта фармацевтической продукции в США

Chart showing the relatively flat distribution system in OECD countries, with a few major distributors between manufacturers and health facilities

Источник: Ядав и Анупинди, 2018 г. Пример из отчета FIP о фармацевтах в цепочке поставок, 2018 г.

Оптовая торговля и распространение фармацевтических препаратов — это отрасль с высокой степенью консолидации в большинстве стран ОЭСР. В США, например, три крупных оптовых торговца / дистрибьютора — McKesson, Cardinal и Amerisource-Bergen — контролируют более 90 процентов распределения фармацевтической продукции.

Обычно мы предполагаем, что конкуренция на рынке хороша для потребителей и способствует повышению производительности на отраслевом уровне. Это вызывает «творческое разрушение», когда новые предприятия (и бизнес-модели) заменяют устаревшие. Во многих областях рынка здравоохранения высокая степень концентрации рынка действительно является ключевой проблемой, поскольку она может вносить значительный вклад в повышение цен. Однако при оптовой продаже и распространении фармацевтической продукции разумная степень концентрации на самом деле может быть полезна для благосостояния потребителей.

Выгоды от более консолидированной фармацевтической отрасли оптовой торговли и распределения связаны с рядом факторов. Доля постоянных затрат и стоимость продукта по отношению к его весу / объему довольно высоки в фармацевтическом дистрибьюторском бизнесе. Обеспечение «мелкоячеистой» дистрибуции во всех уголках географически большого рынка (такого как США) требует значительных капитальных вложений в склады распределения и информационные технологии. Это также требует постоянных инвестиций в развитие навыков в области закупок, прогнозирования, распределения, логистики и финансового управления. Как следствие, оптовая и розничная торговля фармацевтическими препаратами дает значительную экономию на масштабе.

До того, как в последнее десятилетие в секторе электронной коммерции начала появляться новая волна высокоавтоматизированных корпоративных распределительных центров, наиболее автоматизированными складами были склады одного из крупных фармацевтических дистрибьюторов. Десятилетия инвестиций в информационные технологии и автоматизацию складов сделали фармацевтические распределительные центры, управляемые крупными оптовиками / дистрибьюторами, отличительным признаком эффективности. Фармацевтические оптовики и дистрибьюторы работают с очень низкой валовой прибылью. Сообщается, что оптовые торговцы и дистрибьюторы в США имеют маржу в размере 3,7% по всем лекарствам, хотя она значительно варьируется в зависимости от генерических или брендовых продуктов. Валовая прибыль европейских дистрибьюторов находится в том же диапазоне. Таким образом, консолидация в оптовом / распределительном сегменте не обязательно ведет к увеличению наценок, но фактически повышает эффективность. (Тем не менее, когда оптовый рынок достигнет чрезвычайно высокой степени консолидации, могут возникнуть некоторые потенциальные недостатки.)

Оптовая торговля и распространение в странах с низким и средним уровнем доходов

Так обстоит дело со странами с высоким уровнем дохода, но давайте переключимся на страны с низким и средним уровнем дохода (СНСД). В большинстве СНСД слишком много оптовых торговцев, что означает, что рынок слишком фрагментирован. Оптовики / дистрибьюторы должны возмещать свои постоянные затраты при относительно небольших объемах. Субмасштабные оптовые торговцы / дистрибьюторы либо уклоняются от инвестиций в основной капитал в складирование, информационные технологии, повышение квалификации и транспортную инфраструктуру; или взимать более высокие валовые наценки. Немногие оптовики / дистрибьюторы имеют национальный охват, и возникает многоуровневый канал, в котором национальный оптовый торговец продает дальше суб-оптовику, который затем продает другому суб-суб-оптовику и так далее. В некоторых регионах может быть до шести посредников, чтобы связаться с розничной аптекой или клиникой. Каждый канал-посредник взимает надбавку, создавая гораздо более широкий клин между отпускной ценой производителя и розничной ценой. Многоканальные посредники также создают проблемы, связанные со сбором дебиторской задолженности.

Рис. 2. Отсутствие национального распределения создает дополнительные слои в распределительных сетях (и дополнительные наценки) в большинстве стран с низким и средним уровнем доходов.

Chart showing the distribution system in LMICs, with many overlapping small distributors between manufacturers and health facilities

Регулирующим органам СНСД, испытывающим нехватку ресурсов, сложнее контролировать и обеспечивать качество на таком фрагментированном и многоуровневом рынке оптовой торговли / распределения.

Структура оптового / распределительного рынка во многих СНСД, особенно в странах Африки к югу от Сахары, отрицательно сказывается на доступности, доступности и качестве для пациентов, плательщиков и регулирующих органов.

Исторически сложилось так, что национальные политики пытались решить эту проблему, создав единого государственного национального оптовика / дистрибьютора (часто называемого Центральным медицинским складом, чтобы отразить эпоху централизованного планирования, в которую они были созданы). Хотя теоретически это может создать эффект масштаба, который важен для эффективного распределения, государственные дистрибьюторы часто чреваты неэффективностью управления и технической неэффективностью. Несмотря на эффект масштаба, им не хватает инвестиций в развитие основных навыков цепочки поставок, методов управления и ИТ-инфраструктуры. В более общем плане отсутствие конкурентного давления приводит к тому, что государственные снабженческие агентства отстают в повышении производительности, технологических достижениях, и они начинают проявлять многие из проблем, связанных с X-неэффективностью агентства государственного сектора.

Как можно реформировать оптовый рынок? Примеры двух стран показывают возможные решения чрезмерной фрагментации рынка.

Реформа рынка сбыта Китая

До 1990-х годов в Китае была аналогичная структура оптового рынка с более чем 30 000 оптовых / дистрибьюторов фармацевтической продукции, очень немногие из которых имели национальный охват. В результате в системе было много уровней оптовых торговцев и региональных субоптовиков с проблемами, аналогичными тем, с которыми сегодня сталкиваются СНСУД. Однако десятилетие реформ привело к некоторой степени консолидации на рынке оптовых / дистрибьюторских фармацевтических компаний Китая. Нормативные требования для регистрации в качестве оптовика включают складские помещения, соответствующие сертификации Good Distribution Practices, хранение в холодильной камере и ИТ-систему для отслеживания потока продукции. Эти требования создали условия для консолидации рынка. Несколько крупных фирм, таких как Sinopharm, China Resources и Shanghai Pharmaceuticals, стали национальными дистрибьюторами, и количество более мелких дистрибьюторских фирм уменьшилось. Кроме того, реформы здравоохранения в провинции Фуцзянь включали подход к сокращению слоев в системе распределения за счет системы «двух счетов». Эта модель, которая с тех пор была развернута по всей стране, сделала систему более прозрачной и плоской и вынудила оптовых / дистрибьюторов работать на национальном уровне, что привело к дальнейшей консолидации рынка.

Рис. 3. Обзор системы двух счетов-фактур в Китае.

A chart showing how China's two-invoice system works.

Система Jazia Prime Vendor в Танзании

Танзания создала систему, которая позволяет обойти некоторые проблемы, возникающие в результате чрезмерной фрагментации оптового рынка за счет выборочного заключения договоров плательщиками. В рамках программы Prime Vendor округ выбирает оптовика, который поставляет лекарства, которых нет в наличии или нет в наличии в государственном центральном агентстве снабжения (Департамент медицинских складов), непосредственно в районы. Цены предварительно согласовываются с выбранным оптовым продавцом, и проводятся проверки качества. Район объединяет заказы из медицинских учреждений и размещает совокупный заказ выбранному оптовику. Когда программа находилась на начальной стадии, это привело к увеличению доступности индикаторных лекарств с 69 процентов в 2014 году до 94 процентов в 2018 году. С тех пор этот подход был расширен на национальном уровне, что позволило предприятиям закупать дополнительные лекарства у предварительно выбранных частных оптовых продавцов.

Программа Prime Vendor выбирает меньшее количество более эффективных оптовых продавцов, которые получают долю рыночного спроса от государственных медицинских учреждений. Работа этих оптовых продавцов контролируется ежеквартально с использованием совокупности показателей эффективности, связанных со своевременной доставкой, сроком годности доставленных продуктов и общей удовлетворенностью клиентов. Если эти показатели будут надежно измеряться и прозрачно отражаться в отчетности, это будет способствовать консолидации рынка в сторону оптовых торговцев, которые смогут обеспечить лучшую производительность и выиграть контракты с Prime Vendor. Есть несколько безответных вопросов относительно долгосрочного управления и влияния системы Prime Vendor на рынок, но она продемонстрировала, что медицинские учреждения могут объединить свой спрос и получить хорошие цены и условия поставки от частных оптовых торговцев.

Создание более здорового рынка оптовых торговцев / дистрибьюторов: идеи для обсуждения

Примеры Китая и Танзании — далеко не единственные примеры, когда частные оптовики / дистрибьюторы оказывали услуги в цепочках поставок товаров медицинского назначения в СНСД. Существует множество примеров того, как правительства модернизируют свою систему поставок лекарств путем взаимодействия с частными субъектами, но это два иллюстративных способа решения проблемы чрезмерной фрагментации оптового рынка. В последнее время во многих СНСД появились дистрибьюторы, основанные на новых технологиях, или поставщики дополнительных услуг. Их бизнес-модели построены на создании новых способов решения проблемы чрезмерной фрагментации оптового и розничного рынка.

Продолжаются дискуссии о том, может ли прямое финансирование медицинских учреждений за счет финансирования, ориентированного на результаты, или других средств расширить возможности медицинских учреждений по закупке лекарств напрямую у частных оптовых торговцев. Некоторые исследования показывают, что доступность лекарств улучшается в результате прямой покупки медицинских учреждений. Однако сохраняются опасения по поводу получаемых цен и качества закупаемой продукции. Если бы существовал способ обеспечить качество и системную зрелость частных оптовиков, а также способ заключения рамочных контрактов по ценам, такие программы, как система Jazia в Танзании, могли бы стать сильным дополнительным источником поставок для медицинских учреждений, когда государственное агентство по поставкам медицинских товаров не может предоставить припасы. Такие программы могут также создать некоторую конкуренцию государственным агентствам по поставкам лекарств и, возможно, помочь снизить их Х-неэффективность. Сочетание этого со штрих-кодом и другими ИТ-инструментами для проверки поступления и движения запасов еще больше повысит эффективность программ поставок для оптовых торговцев. Пример Китая указывает на возможность рычага регуляторной политики: повысить нормативные стандарты для регистрации оптовиков и изучить другие тактики политики, такие как система двух счетов-фактур. Возможно, речь идет не о выборе того или другого, а о разработке всеобъемлющей программы, которая может в долгосрочной перспективе создать более здоровый рынок оптовых / дистрибьюторских товаров: рынок оптовой торговли / распределения, который может лучше удовлетворять потребности системы здравоохранения и обеспечивать частые поставки полная линейка высококачественных основных лекарственных средств.

Этот пост не охватывает всех аспектов рыночной структуры оптовой продажи и распространения фармацевтической продукции. Но мы надеемся, что приведенные выше аргументы иллюстрируют, что взаимодействие с частными оптовыми торговцами и дистрибьюторами — это область, которая заслуживает гораздо большего внимания, чем то, что исторически получалось при построении глобальных цепочек поставок здравоохранения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх